ПАМЯТКА музыкального руководителя ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Дорогие мамы, папы, бабушки и дедушки! Если ваш ребёнок ходит в детский сад, то вас наверняка приглашают на утренники. И это замечательно, ведь вы сможете еще раз убедиться в том, какой ваш ребёнок красивый, умный, талантливый, сообразительный, а чтобы и вы, и ребёнок не испытывали чувство разочарования после праздника, достаточно соблюдать несколько простых правил.
Готовьтесь к утреннику
Если в детском саду вас попросили что-то купить для утренника или подготовить костюм для ребёнка, не отказывайте (конечно, при условии, что выполнение просьбы не предполагает серьёзных финансовых трат). Очень распространенной ошибкой родителей является то, что они рассматривают детский сад как некое предприятие сферы услуг, нечто вроде парикмахерской или химчистки, рассуждая при этом примерно так: «Мы вам сдали ребёнка, вот и занимайтесь его воспитанием, а нам некогда, мы деньги зарабатываем». Это в корне неверно. Воспитание ребёнка – процесс непрерывный и многогранный, и в нем должны принимать участие как работники детского учреждения, так и родители. Воспитатель должен быть с вами в тандеме, двигаться в одном направлении. Тогда результаты ваших общих усилий будут заметны.
Приходите на праздники в детский сад!!!
Понятно, что вы очень заняты. Но ваш приход крайне важен для вашего ребёнка! Ведь он хочет, чтобы именно вы оценили его успехи, именно вы слушали, как он читает стихи и поёт. Ребёнок не всегда чувствует себя артистом и получает удовольствие от самого выступления перед публикой, как такового. Для него принципиально отличается выступление перед зрителями «вообще» и выступление перед зрителями, среди которых есть родной и любимый человек. Если все же никто из членов семьи не может пойти на праздник, то обязательно честно предупредите об этом ребёнка, ни в коем случае не обнадеживайте. Возможно, кто-то из родителей будет снимать утренник на видеокамеру – попросите потом копию записи, ведь в наш век цифровых технологий и Интернета это сделать очень просто. И последующий семейный просмотр записи утренника сможет стать компромиссным решением этого вопроса.
Не обесценивайте старания вашего ребёнка
Для ребёнка утренник – это серьёзное событие, очень ответственное. Он долго готовился, репетировал. И он, конечно же, волнуется! Поддержите его, скажите, что вы им гордитесь. Пусть он во время выступления что-то забыл или перепутал, не придавайте этому внимания и уж ни в коем случае не устраивайте «разбор полетов» и не сравнивайте своего ребёнка с Машей, Сашей или Мишей. Ваш ребёнок – самый лучший и самый талантливый! И он должен понимать, что вы думаете именно так, и никак иначе. Также не стоит передергивать ситуацию в другую сторону и активно восторгаться своим ребенком, при этом принижая способности и умения других детей. Все дети талантливы и способны, только каждый по-своему.
Придерживайтесь правил
Детский сад – это учреждение с определенными правилами. Вас могут попросить надеть бахилы, снять верхнюю одежду. Это делается для удобства и поддержания чистоты. Приходите на праздник вовремя. Не заставляйте вас ждать и задерживать общий праздник. Постарайтесь не нарушать правила детского сада, тем более, что это совсем несложно.
Участвуйте в празднике
Очень часто сценарии детских утренников предполагают интерактивность. Детям и родителям предлагают конкурсы, задания, совместные игры. Не отказывайтесь от участия! Вашему ребёнку будет очень приятно, да и вы, скорее всего, получите удовольствие, ненадолго «впав в детство».
Вот, пожалуй, и все. Желаем вам и вашим детям интересного праздника и хорошего настроения!
О музыкальных способностях детей
1.Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше.
2.Не расстраивайтесь, если пение, движения ребенка далеки о совершенства: системное количественное наполнение показателей обязательно перейдет в качественный рост.
3.Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных – значит, задачей взрослого является устранении нежелательного «тормоза».
4.Чем активнее общение вашего ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится, но не забывайте помогать ребенку в понимании прослушиваемой музыки (ее содержания, характера). Дайте ребенку «путеводную нить» к сопереживанию: помогите малышу отыскать в душе и своем жизненном опыте – в памяти – те чувства и переживания, которые уже были когда-то испытаны им самим и которые созвучны характеру и содержанию прослушиваемой музыки.
5.Не говорите, что у вас «немузыкальный ребенок», если вы пока ничего не сделали, чтобы эту музыкальность у ребенка развить.
РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА
1. Спойте песню вместе с ребенком; постарайтесь, чтобы он запомнил текст.
2.Попросите ребенка петь и одновременно тихонько хлопать в ладоши, отмечая ритмический рисунок песни.
3.исполните песню «по ролям»:
·сначала поет голосок, а ладоши отдыхают;
·голосок «спрятался», а ладошки хлопают ритм песни;
4. Попросите малыша «спеть»песенку ладошками.
«Поговорим об утренниках»
• Праздник в детском саду проводится не для родителей, а для детей.
• Во время проведения утренника не забывайте, пожалуйста, отключать мобильные телефоны. И уж конечно не заводите разговор по телефону на утреннике. Уважайте и педагогов и своих детей.
• Фото и видео съемка может быть произведена только со своего места.
• Нельзя отвлекать ребенка разговорами и выкриками с места
• Во время утренника родителям не желательно переходить с одного места на другое, вставать и делать замечание своему или другому ребенку. Если не интересен момент утренника вам, то помните, что он интересен тем родителям, чей ребёнок сейчас выступает. Свои проблемы всегда можно решить после праздника. Не позволительны хождения родителей во время утренника.
Поддержка и аплодисменты. Без доброжелательных, благодарных зрителей, без аплодисментов не могут обойтись даже профессиональные артисты. А ваши дети тем более. Не жалейте ладош. Нуждаемся в вашей поддержке и мы, педагоги. Нам всегда хочется услышать ваши отзывы, пожелания, учесть ваши замечания.
• Отдельно хочется коснуться вопроса о присутствии маленьких гостей - братиков и сестричек. Малыши не совсем понимают, куда они пришли и зачем: могут капризничать, пытаться выбежать к братику или сестренке, а это отвлекает и детей и взрослых от праздника.
• Если на празднике присутствуют две группы детей, к каждому ребенку приглашается только по одному родителю.
• По просьбе воспитателя родители могут принимать участие в проведении детского утренника (спеть вместе с детьми песню, станцевать с ребенком, поиграть, рассказать вместе с ребенком шутку-малютку или стихотворение).
Цели организации праздника.
Основная цель праздника в учпреждении дошкольного образования - формирование эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Праздник интегрирует в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, драматизацию, изобразительное искусство. Поэтому праздник, прежде всего, развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности; позволяет каждому ребенку открыть в себе новые способности и таланты, развивать уже имеющиеся навыки; развивает такие психические процессы как активность, уверенность в себе, умение работать в коллективе, воспитывает моральные, нравственные, патриотические качества.
• Дети объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, семье. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.
• Подготовка к празднику является отличным стимулом для детей на занятиях по развитию речи и музыке. Дети разучивают песни, стихи и танцевальные движения не просто так, а для того, чтобы потом продемонстрировать все свои умения родителям на детском утреннике, да еще получить за это подарки, которые тоже занимают не последнее место в мотивации ребенка. Таким образом, воспитатель всегда может объяснить ребенку, для чего проводится то или иное занятие и почему нужно стараться. А когда у ребенка есть конкретный стимул, он и заниматься будет усерднее.
Обиды родителей по поводу распределения стихов, участия в индивидуальных танцах.
Поймите, прослушивание множества стихотворений на празднике не доставляет радости ни детям, ни родителям. На празднике чередуются разные виды детской деятельности. Если вашему ребёнку не пришлось рассказать стишок в этот раз, значит, его пригласят на игру, или же ему уделили большое внимание при разучивании танца, и на стихотворение у ребёнка просто уже не было сил. А стихотворение он обязательно расскажет на втором или третьем празднике. Но практика показала, что чаще ребёнок, особенно эгоцентрического характера, чувствует себя задетым. И в этом случае хотелось бы попросить не разжигать честолюбия ни в себе, ни в ребёнке. Не вините в этом, пожалуйста, ни музыкального руководителя, ни воспитателей, ни, тем более, ребёнка-конкурента. Наоборот, постарайтесь объяснить своему ребёнку, привыкшему к лидерству, что он уже научился выступать, пусть поучаться и другие, и что в этом случае уступать очень почётно. И, поверьте, эта сознательная уступка в деле воспитания стоит очень дорого. Она обернётся в вашем ребёнке добротой и способностью к сопереживанию. Это вы со временем почувствуете на себе. Поэтому, очень важно, не высказывать, особенно при детях своих обид, а в случае малейших недоразумений разрешите их с воспитателем.
И, помните! Детский праздник – это мероприятие для детей, а не для взрослых. И надо сделать всё, чтобы праздник ребёнку запомнился, чтобы он получил удовольствие и помнил об этом очень долго!
Консультация для родителей «Дети и музыка»
Детский голос звучит так чисто, так нежно, так высоко. Но часто ли мы слышим пение наших детей? Часто ли они «мурлычут» себе под нос, играя или рисуя, мастеря что-нибудь? Часто ли они слышат музыку? На музыкальном занятии в детском саду? Не маловато ли? Можно ли всерьёз говорить о развитии музыкального вкуса, любви к музыке при таких «дозах»?
Может ли ребёнок за это время понять, что музыка- это волшебство, особый язык, позволяющий передавать самые тонкие оттенки человеческих состояний, переживаний. Или маленьким детям такие сложные чувства не доступны?
Оказывается, что музыка в большей степени, чем какой-либо другой вид искусства, доступна ребёнку. Чем меньше ребёнок, тем более восприимчив он к звучанию мира, окружающего его.
Мы взрослые, мало заботимся о том, какую звуковую среду создаём для ребенка. Мы заботимся о том, чтобы игрушки, бельё, стены комнаты, где находится малыш, были ярких жизнерадостных оттенков, но мало думаем о том, что вокруг нас звучит. А ведь это совсем не безразлично для здоровья и состояния нервной системы ребёнка. Малыш растёт, и всё большую роль в его системе восприятия играет зрение, а на развитие музыкального слуха не обращаем внимания. И вот результат.
Большинство детей безразличны к звуковому морю, которое их окружает. У них очень слабо развиты слуховое внимание и слуховая память, они не музыкальны. Из всего богатства музыки предпочитают наиболее грубые шлягеры, которые часто слышат по радио, с экрана ТВ; у них отсутствуют чувство ритма и звуковысотный слух, они не умеют петь, а самое главное у них нет желания и умения слушать музыку, получать от неё удовольствие. Они не понимают, что с помощью звука можно выразить свои собственные чувства: радость, грусть, разочарование, тревогу. А нужно ли им это? Да, очень нужно.
Если ребёнок в раннем детстве имеет возможность видеть подлинно художественные, красивые гармоничные произведения живописи, скульптуры, слушать подлинную музыку, у него сформируются правильные ориентиры и именно то, что называется словом «вкус», т.е. способность отличать красивое от банального или безобразного.
Чтобы заработала детская фантазия, целесообразно использовать игровые приёмы. Например, научите детей слышать и перечислять звуки городской улицы. Это сигнал пожарной машины и шум легковой машины. От звуков улицы можно перейти к звукам дома. Можно слушать тишину. Это очень интересно!
Необходимо научить детей слышать разницу в звуках и научиться называть звуки – глухие, звонкие, тихие, громкие. Для интересной игры можно сделать «инструменты». Любые коробочки или баночки отлично сойдут за барабаны или маракасы, если туда поместить горох или другие сыпучие продукты. Играть, можно потряхивая или постукивая по коробочкам. Если кто-нибудь при этом будет петь, получится своеобразная аранжировка к песне. С помощью этих шумовых инструментов можно «озвучить» читаемые вслух сказки. Важно не останавливаться на достигнутом.
Если ребёнок по своей инициативе охотно музицирует, поёт, танцует, делая всё это выразительно и правильно, то можно говорить о хорошем уровне музыкального развития. Особенности современного мира таковы, что детей окружает в основном «лёгкая» музыка.Они слышат её везде: дома, в парке, в транспорте. Музыкальное разнообразие необходимо, но при этом важно учитывать огромное воспитательное воздействие классической музыки на человека. Создайте хотя бы минимум условий для музыкального воспитания ребёнка дома.
Купите ребёнку сказку «Спящая красавица» или «Щелкунчик» и дети невольно будут приобщаться к классике; потому что в основе этих сказок лежит музыка П.И. Чайковского. Пусть дети слушают больше музыкальных сказок, детских песен. Ведь музыка нужна всем. Она может дать человеку радость, наполнить его восторгом и счастьем, может потрясти, взволновать, вызвать слёзы и грусть. Как сказал русский музыкальный критик Серов: «Музыка доказывает то, что словами нельзя или почти нельзя выразить. Это свойство музыки составляет её главную прелесть, главную чарующую силу… Она непосредственный язык души».
Консультация для родителей «Пойте вместе с нами!»
Каждый человек, родившись, получает от матушки – природы драгоценный и великий дар - особого качества музыкальный инструмент - голос. Некоторые педагоги считают, что именно он способен стать основой, фундаментом всей музыкальной культуры человека в будущем. Необходимо лишь научиться правильно, владеть этим инструментом.
Обучать ребёнка пению лучше всего используя для этого свой собственный голос. Слушая песню, малыш сам начинает подпевать, старательно подражая выразительным интонациям голоса взрослого. Чем младше ребёнок, тем более лёгким должен быть певческий репертуар. Помните, что объём детского голоса невелик. Голосовые связки у малышей тонкие и хрупкие. Поэтому весь голосовой аппарат ребёнка требует осторожного и бережного отношения.
При обучении пению всегда идите от простого к сложному.
Вот несколько советов, которые могут оказать помощь вашему ребёнку в овладении навыками выразительного пения:
Прежде чем начать разучивание понравившегося песенного репертуара, определите, справится ли ваш ребёнок, соответствует ли он возможностям его голоса. Даже если песня очень понравилась вам и вашему ребёнку, пение может принести большой вред, если она не отвечает особенностям возраста;
Итак, вас заинтересовала песня и вы немножко знакомы с нотной грамотой. Как мудрый педагог, сначала внимательно разберитесь в особенностях текста, мелодии, предугадайте варианты возможных ошибок ребёнка.
При подборе песенного репертуара учитывайте следующее:
Содержание песен должно отражать круг интересов ребёнка. Просмотрите текст, прочитайте его выразительно вслух и найдите сложные для понимания слова, объясните их ребёнку.
В мелодии песни найдите сложные по ритмическому рисунку такты. Посмотрите одновременно, не будет ли затруднений в пропевании самой мелодии.
Обратите внимание на протяжённость музыкальных фраз. Помните, темп дыхания у детей более частый в сравнении с дыханием взрослого. Поэтому фразы детских песен должны быть короткими, чтобы ребёнку не приходилось разрывать в процессе пения для нового вдоха.
Объём звуков мелодии песни не должен превышать возможностей певческого диапазона голоса ребёнка. У детей 3 – 4 лет - это всего 4-5 звуков, у детей 6 – 7 летнего возраста он расширяется до октавы (8 звуков).
Все эти рекомендации вы должны учесть, прежде чем споёте ребёнку песню. Первоначальное исполнение должно быть ярким, выразительным. Только при этом условии у ребёнка появится интерес и желание выучить песню.
Учите детей чисто петь. Музыканты – педагоги при оценке пения используют термин «чистота интонирования». Говорят, например, интонация у ребёнка не чистая, или «чистота интонирования оставляет желать лучшего». Петь чисто - значит, петь без фальши. Когда вы играете на каком-либо инструменте и одновременно поёте, надо слушать себя и следить за тем, чтобы звук инструмента и голос сливались. Приходится сознательно управлять своим голосом и приспосабливать его к звучанию инструмента. Если есть хотя бы небольшая рассогласованность между звуком музыкального инструмента и его повторением человеком, о чистом пении не может быть и речи, а ведь к чистоте пения люди всегда относились и относятся очень серьёзно.
Не стоит расстраиваться, если сразу не получится исполнить песню чисто. Для успеха требуется время, упражнения для развития звуковысотного слуха и, конечно же, регулярные занятия пением. И всегда ПОМНИТЕ: прежде чем проинтонировать (пропеть) звук песни, важно правильно услышать его и точнейшим образом повторить голосом.
«Начинайте с колыбели»
Многих, думаем, интересует вопрос: «Когда начинать музыкальное воспитание?» На этот вопрос ответим словами известного венгерского педагога и композитора Золтана Кодаи: «За девять месяцев до рождения ребёнка. А ещё лучше - за девять месяцев до рождения его матери».
Многие привыкли считать, что воспитание, в том числе и музыкальное, надо начинать значительно позже. А до трёх – четырёх лет растёт здоровеньким - слава Богу. Новейшие психолого-педагогические исследования показали, что время, упущенное для воспитания в дошкольном возрасте, трудно восполнить. Сегодня песня, в том числе у колыбели ребёнка, всё больше уходит из семейной жизни. А жаль. Пение мамы, пение других близких людей - самый лучший способ добиться того, чтобы ребёнок с рождения реагировал на музыку как на что-то приятное и радостное.
Вот несколько правил для правильной организации слушания музыки:
- Музыка, даже самая замечательная, не должна звучать постоянно. В этом случае она не только перестаёт восприниматься как удовольствие и радость, но перестаёт восприниматься вообще.
- Музыка не должна звучать слишком громко.
- Не надо давать слушать музыку ребёнку, если по каким-то причинам (хочется чего-то другого, плохое самочувствие и т.п.) он к этому не расположен. Вы это почувствуете по реакции малыша.
Следующие правила помогут при выборе музыкальных игрушек, которых сейчас выпускается огромное количество:
- Музыкальные игрушки должны быть не спрятаны в шкафу, а лежать так, чтобы малыш без вашей помощи мог ими воспользоваться. Это даёт возможность свободного выбора той игрушки, которая в данный момент малыша интересует.
- Избегайте игрушек, издающих чрезмерно резкие и громкие звуки.
Детские музыкальные инструменты имеют большое значение в музыкальном развитии малыша, ведь они развивают слух, чувство ритма, эмоциональную восприимчивость ребёнка. В какой-то мере формируют его музыкальный вкус.
Очень хорошо, когда в семье входит в традицию совместное пение. В интересах ребёнка пойте детские песенки, известные ему. Старайтесь при этом не заглушать голос малыша. Напротив, пусть в этих песнях малыш солирует, а вы ему тихонько подпевайте. Не высмеивайте и не ругайте ребёнка, если он поёт фальшиво. Это очень важно, поскольку маленький ребёнок не уверен в своих силах, и неодобрение взрослых может надолго лишить его желания петь. Следите, чтобы при пении голос малыша совпадал с вашим голосом или со звучанием музыкального инструмента, на котором вы играете мелодию песни.
В заключении можно сказать что пение, как и танцы внесут в жизнь малышей, а впрочем, и в вашу тоже, улыбку, хорошее настроение. Кроме того, наблюдая, как дети поют и танцуют, вы узнаете о них много нового, чего не знали раньше.