Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Организация рационального питания в дошкольном учреждении

Дата: 14 сентября 2023 в 10:29, Обновлено 14 сентября 2023 в 10:30
Автор: Якель А. В.

Организация рационального питания в дошкольном учреждении

     Ребенок, посещающий дошкольное учреждение с пребы­ванием в нем 10,5 часов, получает полноценное, сбалансированное питание, соответствующее возрастным и физиологическим потребностям.

          Основными принципами рационального питания являются:

- соответствие энергетической ценности рациона энер­гозатратам организма;

- удовлетворение физиологических потребностей орга­низма в основных полезных веществах в определенных ко­личествах и соотношениях;

- соблюдение оптимального режима питания, способ­ствующего наилучшему усвоению пищи.

                                           9e8a8b8ff78f

       В дошкольном учреждении для обеспечения рациональ­ного питания создаются необходимые условия: правила кули­нарной обработки, технология изготовления пищи, разнооб­разие питания за счет широкого ассортимента продуктов.

        Правильный режим питания в дошкольном учреждении предполагает:

- обеспечение приемов пищи через каждые 3,5—4 часа строго в определенное время;

- организация трех­разового — при пребывании детей 10,5 часов.

  Питание детей осуществляется на основе примерного де­сятидневного меню, утвержденного руководителем дошкольного учреждения. Меню составляется отдельно для детей от 2 лет до 3-х лет и от 3-х лет до 6(7) лет. С меню родители могут познакомить­ся на специальном стенде в дошкольном учреждении. Составлением меню занимаются специалисты, которые учитывают суточный набор продуктов для каждой возраст­ной группы, объем порций, данные о химическом составе про­дуктов и другое.

                                                           

     При составлении дневного рациона первую очередь нужно позаботиться о наличии в нем главного строительного материала - белка. Источники белка животного происхождения - мясо, рыба, яйца, молоко и молочные продукты. Из растительных продуктов богаты белком бобовые, некоторые крупы (гречневая, овсяная, пшенная) и хлеб.

   Большую часть жиров в суточном рационе ребенка должны представлять жиры животного происхождения. Они содержатся в сливочном масле, сливках, сметане. Общее количество растительных жиров (кукурузное, подсолнечное, оливковое масло) составляет не менее 15-20 % от общего количества жира в суточном меню ребенка. Рафинированные источники углеводов - сахар, варенье, мед, кондитерские изделия - не очень полезны для ребенка. Основную часть суточной потребности ребенка в углеводах нужно удовлетворять за счет крупы, хлеба, макаронных изделий и, са­мое главное, овощей и фруктов. Последние содержат еще и важные для детского организма витамины, минеральные соли, микроэлементы. Кроме того, в овощах и фруктах есть пектины, пищевые волокна, клетчатка, которые благотворно влияют на процессы пищеварения. Масла и ароматические вещества многих фруктов способствуют выделению желудочного сока и усиливают аппетит. Они полезны детям ослабленным, болезненным, с пониженным аппетитом. Необходимо также включать в меню свежую зелень петрушки, укропа, сельдерея, а также лук и чеснок. Некоторые продукты ребенок может употреблять ежедневно - это молоко, масло, хлеб, сахар, овощи и фрукты, в меньшей степени - мясо.

        В меню на каждый день не должны повторяться блюда, сходные по составу. Например, если в обед на первое готовится суп с крупой или вермишелью, то на гарнир следует приготовить овощи, а не кашу или макароны. Детям с плохим аппетитом прием пищи лучше начинать с салата из сырых овощей или кислых фруктов, которые стимулируют выработку желудочного сока и повышают аппетит. Овощные салаты дают в небольших количествах, но регулярно, чтобы выработать у ребенка привычку употреблять свежие овощи.

     Важно правильно распределить продукты в течение суток. Ведь пища, богатая жирами и белками, дольше задерживается в желудке, и для ее расщепления требуется большее количество пищеварительных соков. Поэтому блюда из мяса, рыбы, яиц дают в первой половине дня. В состав ужина включают молочно-растительные блюда.

        Еще одним непременным условием при составлении меню является учет требований санэпидслужбы в отношении запрещенных продуктов и блюд, использование которых может быть причиной возникновения в коллективе желудочно-кишечных заболеваний, инфекций или пищевых отравлений. Кроме того, особое внимание обращается на состояние здоровья персонала, работающего на кухне в детском саду.

    Процесс приема пищи не может быть полноценным без соответствующей обстановки. При неправильном подходе к процессу кормления, особенно когда малыша заставляют есть насильно или кормят с развлечениями, уговорами, у него возникает отрицательный рефлекс на любую еду.

      За каждым ребенком в саду закреплено постоянное место за столом, а воспитатели должны заботиться о том, чтобы ему было удобно сидеть и пользоваться столовыми приборами. Каждой возрастной группе детей соответствует своя мебель. Требования к посуде: устойчивость, удобство и соответствие объемам порций.

Алгоритм сервировки стола в детском саду в картинках и рисунках

О сервировке стола и подаче блюд

     Покрывать стол рекомендуется чистой, хорошо выглаженной скатертью или использовать салфетки под каждый прибор. Набор столовых приборов (ложки, вилки, ножи) применяются в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей.

        Для хлеба следует использовать хлебницу или мелкую тарелку.

Столовые приборы располагаются так: слева от тарелки кладут зубцами кверху вилку, справа лезвием к ней – нож и рядом с ним – столовую ложку. Десертный прибор кладут перед тарелкой.

     Обязательным является наличие индивидуальных салфеток – льняных или бумажных. Сервировка столов начинается, когда дети занимаются гигиеническими процедурами, заканчивается – к моменту готовности первого ребенка приступить к еде.  Любой прием пищи начинается с овощного салата. Это блюдо стоит на столе к моменту готовности детей перед приемом пищи.

       Первое и второе блюдо каждому ребенку раздается персонально. Смену блюд производится после того, как ребенок съест предыдущее блюдо.

      Подачу каждого блюда необходимо сопровождать сообщением о том, как надо правильно есть, в чем его основная польза, кто его любит и т.д.; выражать уверенность, что все дети с ним хорошо справятся; оценивать результат.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.